Швейцария расположена в самом сердце Европы между Альпами и горами Юра, где граничит с Германией на севере, Францией на западе, Италией на юге и Австрией и Лихтенштейном на востоке.
Благодаря своему расположению, в Швейцарском обществе встречается большое разнообразие культур и языков.
Столица Швейцарии — Берн, а официальная валюта — швейцарский франк (CHF). Официальные языки Швейцарии — немецкий, французский, итальянский и ретороманский.
Швейцария имеет федералистскую структуру и делится на три политических уровня: федеральный, кантональный и муниципальный (также называемый коммунальным уровнем).
Страна состоит из 26 кантонов, которые являются суверенными, поскольку их суверенитет не ограничен федеральной конституцией. Федеральное собрание, также называемое парламентом, состоит из двух палат: Национального совета, который представляет «суверенов» (швейцарский народ), и Совета кантонов, который представляет 26 кантонов. Федеральное правительство известно как Федеральный совет. Он состоит из семи членов (руководителей соответствующих ведомств) и действует как коллегиальный орган.
В 1961 году Швейцария подписала Конвенцию об Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С 2002 года Швейцария является членом Организации Объединенных Наций (ООН), офис которой находится в Женеве, а также играет важную роль в специализированных и важных экономических организациях ООН. Кроме того, с 1960 года Швейцария является членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Однако Швейцария не является членом Европейского Союза (ЕС).
В последние годы Швейцария привела свою экономику в соответствие с требованиями Европейского союза, чтобы повысить свою международную конкурентоспособность. В 2009 году Швейцария согласилась соблюдать правила ОЭСР об административной помощи в налоговых вопросах, включая уклонение от уплаты налогов. В 2019 году в Швейцарии вступила в силу Многонациональная конвенция о применении мер, связанных с налоговыми соглашениями, для предотвращения размывания базы и перемещения прибыли (BEPS), так называемого многостороннего инструмента, или MLI.
Швейцария — это процветающая, современная и либеральная рыночная экономика с низким уровнем безработицы, высококвалифицированной рабочей силой и одним из самых высоких показателей валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в мире. Экономика Швейцарии извлекает выгоду из высокоразвитого сектора услуг, во главе с финансовыми услугами.
Либеральная экономическая система Швейцарии, её политическая стабильность и тесная интеграция с экономиками других стран делают его привлекательным местом для ведения бизнеса.
Корпоративное налогообложение
Налог на прибыль организации (CIT)
Компании-резиденты облагаются швейцарским CIT на свою прибыль, полученную в Швейцарии. CIT взимается на федеральном, кантональном и коммунальном уровнях. Доходы из иностранных источников, относящиеся к иностранным постоянным представительствам или недвижимому имуществу, находящемуся за границей, исключаются из швейцарской налоговой базы и учитываются только для целей повышения ставок в кантонах, которые применяют прогрессивные налоговые ставки.
Компании-нерезиденты могут быть плательщиками швейцарского CIT, если они владеют недвижимостью в Швейцарии, являются партнерами швейцарского бизнеса, имеют дебиторскую задолженность по ссудам, обеспеченную ипотекой на швейцарскую недвижимость, или выступать в качестве брокера швейцарской недвижимости.
Таким образом, компании-нерезиденты облагаются налогом с доходов, полученных в Швейцарии.
Федеральный уровень
Швейцария взимает прямой федеральный CIT по фиксированной ставке 8,5% с прибыли после уплаты налогов. Соответственно, CIT вычитается для целей налогообложения и уменьшает применимую налоговую базу (т.е. налогооблагаемую прибыль), в результате чего прямая федеральная ставка CIT на прибыль до налогообложения составляет примерно 7,83%. На федеральном уровне налог на корпоративный капитал не взимается.
Кантональный уровень
В дополнение к прямому федеральному CIT каждый кантон имеет собственное налоговое законодательство и взимает кантональные и коммунальные налоги на прибыль и капитал по разным ставкам. Следовательно, налоговое бремя дохода (и капитала) варьируется от кантона к кантону. Некоторые кантональные и коммунальные налоги взимаются по прогрессивным ставкам.
Общие налоговые ставки
Как правило, общий приблизительный диапазон максимальной ставки CIT на прибыль до налогообложения по федеральным, кантональным и коммунальным налогам составляет от 11,9% до 21,6%, в зависимости от местонахождения компании в Швейцарии.
С вступлением в силу TRAF с 1 января 2020 года особые кантональные налоговые режимы (например, режимы для холдинговых компаний, компаний с постоянным местонахождением, смешанных торговых компаний) были отменены. В то же время большинство кантонов снизили или снизят свою ставку CIT, в результате чего эффективная ставка налога составит от 12% до 15% в большинстве кантонов.
Налог на добавленную стоимость (VAT)
Как правило, реализация услуг в Швейцарии облагается НДС по стандартной ставке 7,7%. Товары для основных нужд облагаются НДС по сниженной ставке 2,5%. Кроме того, услуги, связанные с предоставлением жилья, облагаются НДС по специальной ставке 3,7%.
Налогоплательщики должны зарегистрироваться в Швейцарской федеральной налоговой администрации, подав заявление в письменной форме в определенные сроки. Зарегистрированный налогоплательщик обычно имеет право на вычет суммы НДС, взимаемой поставщиками или уплаченной налогоплательщиком при импорте.
Таможенные сборы
Все товары, импортируемые в Швейцарию из-за границы, как правило, облагаются таможенными пошлинами и импортным НДС. Таможенная пошлина рассчитывается на основе веса брутто ввозимых товаров, если применяются весовые ставки, зависящие от категории. Такие продукты, как алкогольные напитки, табачные изделия, продукты питания и текстиль, являются типичными категориями более высоких пошлин. Кроме того, с 1 января 2018 года импортируемые товары облагаются импортным НДС в размере 7,7%. Сниженная ставка 2,5% применяется к некоторым товарам (например, пищевым продуктам, безалкогольным напиткам, книгам, журналам, фармацевтическим товарам).
Акцизы
В Швейцарии взимаются различные акцизы. В качестве некоторых из них на федеральном уровне взимаются следующие акцизы:
- Налог на нефть
- Плата за тяжелую технику, зависящую от производительности
- Государственный дорожный налог
- Акцизный налог на пиво / налог на алкоголь
- Акцизный налог на табак
- Плата за радио и телевидение (корпоративный сбор)
Налог на недвижимое имущество
Владение и отчуждение недвижимого имущества в Швейцарии, может повлечь возникновение обязанности по уплате налога на имущество. В зависимости от местоположения недвижимого имущества, налоги на собственность, связанные с недвижимостью, взимаются на кантональном и / или общинном уровне или не существуют вовсе.
В случае продажи недвижимого имущества могут применяться налог на передачу недвижимого имущества и налог на прирост капитала.
На федеральном уровне прирост капитала от продажи недвижимости облагается обычным CIT. На кантональном и общинном уровнях, в зависимости от соответствующего кантона, полученный прирост капитала подлежит либо обычному CIT (дуалистический метод), либо специальному налогу на прирост капитала от недвижимости (монистический метод). Решение о том, как облагаться налогом на прирост капитала от недвижимости на их территории, остается на усмотрение кантонов.
Налог на операции с ценными бумагами в Швейцарии
Швейцарский налог на трансфер ценных бумаг (часто известный как «налог с оборота ценных бумаг» или «гербовый сбор за передачу») взимается с передачи швейцарских или иностранных ценных бумаг, в которой швейцарские дилеры по ценным бумагам участвуют как договаривающиеся стороны или как посредники. Обычная налоговая ставка швейцарского налога на передачу ценных бумаг составляет 0,15% для ценных бумаг, выпущенных налоговым резидентом Швейцарии, и 0,3% для ценных бумаг, выпущенных налоговым резидентом иностранного государства.
Швейцарские дилеры по ценным бумагам определяются как любое лицо, профессионально занимающееся покупкой или продажей ценных бумаг за свой собственный счет или для другого лица, включая швейцарские банки и другие учреждения, подобные швейцарским банкам.
Это определение также включает компании, владеющие облагаемыми налогом ценными бумагами, балансовая стоимость которых превышает 10 миллионов швейцарских франков, и удаленных членов швейцарской фондовой биржи. Налогооблагаемые ценные бумаги включают, помимо прочего, акции и облигации.
Опционы и многие другие производные инструменты не облагаются швейцарским налогом на передачу ценных бумаг. Однако использование таких финансовых инструментов или производных инструментов может привести к налогооблагаемой передаче ценной бумаги.
Различные операции освобождены от швейцарского налога на передачу ценных бумаг. Как правило, швейцарский налог на передачу ценных бумаг не взимается в случае слияния или реорганизации, в которых участвует швейцарский дилер по ценным бумагам и передаются налогооблагаемые ценные бумаги (включая участие). Кроме того, подобный обмен долей швейцарского дилера по ценным бумагам также освобождается от швейцарского налога на передачу ценных бумаг. Это особенно важно для холдинговых компаний, которые могут считаться швейцарскими торговцами ценными бумагами.
Гербовый сбор
Гербовый сбор за выпуск (часто известный как «пошлина на капитал») на взносы в акционерный капитал швейцарских корпораций взимается по ставке 1% от справедливой рыночной стоимости взноса.
Применяется освобождение от первого миллиона швейцарских франков собственного капитала в обмен на права собственности, независимо от того, внесены ли они в качестве первоначального или последующего взноса.
Множество транзакций имеют право на освобождение от уплаты гербового сбора. В частности, специальные налоговые положения позволяют проводить большинство реорганизаций на нейтральной налоговой основе.
Кроме того, существующая компания-нерезидент может, как правило, переводить активы в Швейцарию без уплаты швейцарского гербового сбора. Однако, если компания была создана за границей и перенаправлена в Швейцарию исключительно или в основном для того, чтобы избежать швейцарских гербовых сборов, гербовый сбор может быть применен.
Налог на капитал
Налог на корпоративный капитал взимается только на кантональном и коммунальном уровнях (не на федеральном уровне). Он основан на собственном капитале корпорации. Капитал соответствует сумме номинального капитала, уплаченного в виде излишка, нераспределенной прибыли, других резервов собственного капитала и, согласно швейцарским правилам недостаточной капитализации, потенциально существующего условного капитала). Обычные ставки налога на капитал варьируются от 0,001% до 0,5%, в зависимости от местонахождения компании в Швейцарии.