На Британских Виргинских островах (БВО) профессиональное оказание услуг доверительного управления подлежит лицензированию в отношении трастовых компаний, действующих с территории БВО или инкорпорированных на БВО.
Здесь предусмотрен гербовый сбор за заключение трастового договора — 50 долл. При этом на договор самим трастодержателем наклеивается марка или ставится штамп, что, однако, не означает его государственной регистрации.
Если при всей своей универсальности трасты оказываются недостаточно гибкими для каких-то практических целей, законодатель БВО может ввести новую форму траста с необходимыми свойствами путем принятия писаного закона.
Примером этого стал введенный в 2003 г. Законом о специальных трастах такой вид траста, известный как VISTA, по сокращенному названию закона (Virgin Islands Special Trusts Act). Этот вид траста, предназначенный для владения акциями компаний, зарегистрированных на БВО, предполагает существенное ограничение фидуциарных обязанностей трастодержателя.
Смысл введения нового вида траста таков. Согласно принципам справедливости трастодержатель имеет фидуциарные обязанности перед бенефициаром. Как минимум, он должен требовать от директоров компании, акции которой находятся в трасте, регулярного отчета о делах компании, а в случае обоснованных опасений за имущество компании — принимать меры вплоть до смещения директоров.
Все это не соответствует обычной практике использования номинальных держателей акций, когда учредитель траста (он же зачастую и его бенефициар) желает сохранить максимальный контроль в отношении дел компании, исключив вмешательство номинального акционера в ее деятельность. Однако суд в случае спора может признать, что трастодержатель нарушил свои обязанности, не предотвратив убытки компании.
Для решения этой проблемы на БВО и введен новый вид траста, в котором и права, и обязанности трастодержателя существенно ограничены писаным законом, который по существу законодательно оформил институт номинальных держателей акций.
Трастодержатель не вправе отчуждать акции компании и вправе вмешиваться в дела компании (назначать нового директора и т.д.) лишь в строго оговоренных случаях. Трастодержателем в трасте
VISTA является лицензированная на БВО организация. Имуществом траста являются акции компании, зарегистрированной на БВО.
Траст VISTA позволяет максимально ограничить правомочия и ответственность трастодержателя, в связи с чем его поддержание подразумевает меньшие расходы, чем для «обычного» траста. Подобный, но не тождественный вид траста на Каймановых островах известен как STAR, тоже по названию закона: Special Trusts (Alternative Regime) Law 1997 — Закон о специальных трастах (альтернативный режим).
Одной из классических баз для создания офшорных трастов является уникальная юрисдикция — остров Мэн (будучи зависимой территорией Великобритании, он не входит не в состав Соединенного Королевства, ни даже в состав Содружества наций).
Особенности трастов острова Мэн:
Если бенефициары — нерезиденты острова Мэн, доходы и прирост капитала траста не подлежат налогообложению.
Максимальная длительность траста — 150 лет.
Конфиденциальный и частный характер. Отсутствует государственная регистрация.
Гибкость условий трастового договора. Отсутствуют ограничения на активы траста и их географическое местонахождение.
Остров Мэн не признает законов об обязательном наследовании, и в трастовый договор могут быть внесены практически любые положения завещательного характера.
Высокая степень ответственности трастодержателей, возможность защиты интересов бенефициара в суде.
Возможно назначения протектора траста.
Эффективность траста для защиты активов (от кредиторов учредителя): суды острова Мэн могут признать траст недействительным только если его при передаче имущества имел место факт мошенничества либо если учредитель в момент создания траста уже был неплатежеспособен или должен деньги кредитору.
Британская зависимая территория Джерси имеет смешанную си- стемУ права, сочетающую элементы как римского гражданского права так и английского общего права. Трасты регулируются отдельным писаным законом — Trusts (Jersey) Law 1984.
расты на Джерси мало отличаются от трастов на острове Мэн: пи имеют безналоговый характер; их максимальная длительность — 100 лет; имеют частный характер, отсутствует государственная регистрация; возможно наначение протектора; трасты здесь гибки в отношении вопросов наследования. На Джерси высока степень ответственности местных трастодержателей, деятельность которых лицензируется. При отсутствии местного держателя у траста суд по требованию бенефициара может назначить резидента Джерси в качестве дополнительного трастодержателя.
Некоторые положения законов о трастах Джерси носят императивный характер, и стороны не могут в трастовом договоре или деклара- ци оговорить условия, позволяющие трастодержателю действовать не в соответствии с добросовестностью или наделяет его правом получить компенсацию из средств траста при наличии своих упущений, небрежности или умышленных действий во вред1.
Вместе с тем на Джерси законен траст правоспособного нерезидента лишь если он ничем не противоречит законам страны нерезидента.
В Гернси траст законно может быть создан при соответствии одновременно законам Гернси, страны учредителя, а также любой страны, выбранной им и указанной в трастовом договоре. То есть законы одной страны должны позволять учредителю создать траст и вложить в него имущество, а законы Гернси — установить режим передачи имущественных прав учредителя. Это делает проблематичным учреждение российскими резидентами трастов на Гернси.
По Дополнительному закону о наследовании 1990 г. каждый может по своему желанию переводить имущество, «минуя» законных наследников, в траст.
В рамках трастового права Мальты выделяются три основных вида трастов:
Трастовое право на Кипре основано на британском прецедентом праве (до 1960 г.) и местных законах: о трастодержателях (раздел 193 Свода законов Кипра), о международных трастах 1992 г., в который в 2012 г. внесены поправки.
Особенности международного траста на Кипре таковы.
Учредитель — только нерезидент (с 2012 г. — хотя бы в течение года перед учреждением траста), а хотя бы один из трастодержателей должен быть резидентом. Бенефициары — нерезиденты (с 2012 г. — перед учреждением траста).
Запрет на владение кипрской недвижимостью отменен в 2012 г.
В законе есть ряд положений, предназначенных для защиты активов от кредиторов учредителя, нежелательных наследников и т.п. (однако в случае обмана или притворной сделки передача активов может быть признана недействительной).
Длительность траста не ограничена (до 2012 года — 100 лет).
Нет налогообложения на Кипре, если бенефициары — не резиденты Кипра, а источники дохода находятся вне Кипра (до 2012 г. налогообложения вообще не было).
Гербовый сбор при учреждении — 430 евро.
Допускается выбор применимого права.
Трастодержатель обязан выполнять требования законодательства против отмывания денег.
Изначально международные трасты не подлежали регистрации, но в 2013 г. введено такое требование. Реестры трастов ведут три различных органа: Кипрская Комиссия по ценным бумагам (CySec); Кипрская Ассоциация адвокатов (Cyprus Bar Association) и Институт сертифицированных общественных бухгалтеров (Institute of Certified Public Accountants). В реестр вносятся пять параметров: наименование траста, имя и и адрес трастодержателя, дата создания и прекращения траста и дата изменения применимого права.
Кипрская регулируемая организация (лицо) собирает и хранит информацию о учредителях, бенефициарах и держателях траста, а по требованию регулирующего органа передает ему эту информацию.
Реформа международного законодательства о трастах 2012 года при вела к трем изменениям: учредители и бенефициары траста могут стать резидентами Кипра; учредитель может наделить протектора широкими полномочиями, включая полномочия в отношении отмены или внесения поправок в траст; недвижимость, расположенная на Кипре, теперь может быть предметом международного кипрского траста. И, наконец, Кипр теперь прямо обозначен в качестве юрисдикции, право которой может быть применимо при разрешении споров и в судах которой могут разрешаться соответствующие споры, — в качестве юрисдикции, обеспечивающей высокий уровень определенности на законодательном уровне.
Соглашение о трасте может предусматривать наличие одного или нескольких трастодержателей, но не более четырех. Назначение новых или дополнительных трастодержателей производится в случае, если имеется вакантная должность, которая может появиться в связи с уходом на пенсию трастодержателя без назначения на его должность нового лица. Имущество, находящееся в трасте, может быть передано новому или перераспределено между действующими трастодержателями в любой момент по указанию учредителя траста. В случае отсутствия трастодержателя, но наличия необходимости назначения его в силу закона, его может назначить суд.
Согласно Закона о трастах от 17 июля 2013 г. (вступил в силу 1 декабря 2013 г.) расширены полномочия трастодержателя, отменен запрет бессрочных трастов и ограничения максимального размера активов. Соответственно, стало возможно создавать трасты для бенефициаров, которые будут существовать через несколько сот лет в будущем.
Закон установил, что положения документов об ограничении ответственности трастодержателя не будут действительны в случае мошенничества управляющего, его умышленных действий или грубой неосторожности.
17 июля 2013 г. Законодательный совет Гонконга принял Закон о трастах (поправка) 2013 г., который вступит в силу 1 декабря 2013 г. Целью поправок является модернизация трастового законодательства Гонконга, которое считается устаревшим и не в ногу с более современными законами о трастах в сопоставимых юрисдикциях (например, в Сингапуре и Англии) и в результате отложил учредителей от создания трастов в Гонконге. Поправки охватывают три основные области, а именно уточнение и усиление обязанностей и полномочий доверительных управляющих, усиление защиты бенефициаров и создание большей гибкости и защиты трастов. Поправки, которые приведут гонконгское трастовое законодательство хотя бы частично в соответствие с современными международными стандартами, скорее всего, будут приветствоваться учредителями и повысят статус Гонконга как международного центра управления активами. Основные поправки включают следующие новые положения:
Расширение полномочий доверительных управляющих по умолчанию с целью содействия эффективному управлению трастами: Полномочия назначать агентов и т. д.
Трастовые управляющие (при отсутствии противоположных положений в трастовом документе) будут иметь больше полномочий назначать агентов, номинальных держателей и хранителей для выполнения своих «делегируемых» функций.
Для неблаготворительных трастов существует несколько «непередаваемых» функций, и они включают в себя функции, связанные с распределением трастовых активов и назначением других доверительных управляющих, тогда как делегируемые функции более ограничены по отношению к благотворительным трастам и распространяются только на функции, которые связаны с инвестированием активов, привлечением средств и выполнением решений доверительных управляющих Полномочия страховать: попечители будут иметь право по умолчанию страховать доверительное имущество от риска потери или повреждения, вызванного любым событием (не только пожаром и тайфуном, как в настоящее время) и без ограничения суммы страховки, которую можно взять.
Право на получение вознаграждения: поправка содержит право профессиональных доверительных управляющих на получение вознаграждения из трастового фонда, даже если услуги могут быть предоставлены непрофессиональным доверительным управляющим, что в настоящее время возможно только при наличии прямо оговоренного положения в инструмент доверия.
Надлежащие сдержки и противовесы с целью усиления защиты бенефициаров:
Установленная законом обязанность проявлять осторожность: доверительные управляющие несут четко определенную установленную законом обязанность проявлять осторожность и проявлять такую осторожность и навыки, которые являются разумными в обстоятельствах, связанных с любыми специальными знаниями или опытом, которые могут быть у доверительного управляющего или, в случае профессиональных доверительных управляющих, могут быть ожидается от лица, действующего в ходе соответствующего вида деятельности. Эта обязанность может быть исключена или изменена трастовым инструментом. Ограниченный срок действия оговорок об оправдании: профессиональные доверительные управляющие не смогут исключить ответственность, возникающую в результате мошенничества, умышленных неправомерных действий и грубой небрежности. В настоящее время доверительные управляющие могут включать в трастовые инструменты оговорки об освобождении от ответственности, которые исключают ответственность за все нарушения, кроме мошенничества. Это новое правило будет применяться к трастам, созданным до или после вступления в силу Постановления, но вступит в силу только в отношении существующих трастов в декабре 2014 года. Права бенефициаров назначать и увольнять доверительных управляющих: бенефициары, которые имеют абсолютное право на имущество траста, смогут назначать и увольнять доверительных управляющих без участия суда и без требования о прекращении траста.
Зарезервированные полномочия учредителей: траст не будет признан недействительным только потому, что учредитель сохранил какие-либо или все полномочия в отношении инвестиций или функций управления активами.
Отмена правил против вечности и чрезмерного накопления дохода: учредители смогут создавать бессрочные трасты в Гонконге (т.е. трасты, действующие вечно или на любой период времени, выбранный учредителем), и не будет ограничений по периодам для которых может накапливаться доход в отношении неблаготворительных трастов.
Защита от иностранных правил принудительного наследования: трасты, регулируемые законодательством Гонконга, будут защищены от иностранных правил наследования. Это означает, что иностранные законы, предусматривающие резервирование части имущества наследодателя для определенных наследников (например, супруга или детей), не повлияют на действительность траста, а это означает, что недостающая сумма не может быть возмещена из доверие.
Объем разрешенных инвестиций: инвестиционные ограничения для доверительных управляющих в случае дефолта будут ослаблены в той мере, в какой они касаются рыночной капитализации и требований к дивидендам по акциям. Однако будет действовать прямой запрет на инвестиции в структурированные продукты (с учетом противоположного положения в договоре о доверительном управлении).
Комментарий: Реформы приводят гонконгское законодательство в очень большую степень в соответствие с аналогичным законодательством Англии и Сингапура, и будет интересно посмотреть, испытает ли Гонконг такой же подъем в трастовом бизнесе, как в Сингапуре. Однако с точки зрения конкуренции с оффшорным миром новый закон Гонконга о трастах не является таким инновационным, как ряд юрисдикций, которые ввели ряд новых механизмов (например, трасты STAR на Каймановых островах и трасты VISTA на Британских Виргинских островах). Клиенты, желающие использовать эти типы транспортных средств, не найдут эквивалентов в соответствии с законодательством Гонконга. Новый закон в Гонконге также не ввел столь обширное законодательство о брандмауэрах, как в некоторых оффшорных юрисдикциях. Законодательство Гонконга о брандмауэре распространяется только на правила принудительного наследования, в то время как другие юрисдикции также стремились защитить свои трасты от требований, возникающих, например, в случаях развода. В связи с тем, что бракоразводные процессы становятся все более и более значительными, клиенты могут предпочесть передать свои активы в трасты, которые пользуются большей защитой.
Согласно закона Гибралтара «О зарегистрированном трасте» 1999г., траст может быть зарегистрирован, если это предусмотрено условиями трастового договора. При этом подлежат регистрации следующие данные: Наименование, дата создания, начальный вклад, дата регистрации, почтовый адрес на Гибралтаре.
Изменения последних лет в Сингапуре привели к расширению инвестиционных полномочий трастодержателя; возможности передать полномочия управляющего третьему лицу, даже если управляющий находится в Сингапуре (раньше такая передача была возможна только, если управляющий отсутствовал в Сингапуре более 14 дней); максимальный срок создания траста увеличен до 100 лет; появилась возможность аккумулировать платежи бенефициару на протяжении всего времени существования траста.